История университета
Современное
состояние ЛЭТИ как одного из ведущих вузов России обусловлено не только
прозорливостью его основателей, сумевших ответить на вызов времени подготовкой
квалифицированных специалистов в области телеграфии, но и последующим развитием
вуза как научно-образовательного центра, работающего в самых современных
направлениях науки и техники.
В
создании нашего вуза и на всех его исторических этапах
решающую роль
играла государственная власть страны.
В Государственный Совет
была представлена справка о потребности Главного управления почт и телеграфов в
специалистах, которым было необходимо иметь высшее образование. Таких оказалось
672.
И в 1883 году Министром
внутренних дел графом Д.А. Толстым в Государственный Совет был представлен
проект Положения и Штата высшего учебного заведения под названием «Телеграфный
Институт».
Министерство внутренних дел,
после всестороннего обсуждения данного вопроса, пришло к следующему выводу:
«прежде всего необходимо
принять во внимание, что телеграфное дело представляет особую специальность,
изучение которой требует серьезной научной подготовки».
МВД остановилось на предложении об учреждении
временно, на 5 лет, особого специального
учебного заведения с включением в курс только самых необходимых частей общих
наук. Постоянное Положение о специальном учебном заведении предполагалось
"представить через 5 лет, в течение
которых будет ясна необходимость изменения в перечне и программах читаемых
курсов”. Проект временного положения и штата Технического училища был
представлен министром внутренних дел графом Д.А. Толстым в Государственный
Совет, а 3 июня 1886 года удостоился Высочайшего утверждения. Директором Училища
был назначен Н.Г. Писаревский (1821–1895), видный общественный деятель России,
бывший в 1868–1885 годах инспектором Телеграфного ведомства и много потрудившийся
над разработкой самого проекта и выработкой программ преподавания. Инспектором
Училища был назначен чиновник особых поручений при начальнике Главного управления
почт и телеграфов (ГУПиТ) Н.Н. Качалов. Для помещения Училища была приспособлена
часть здания бывшего Телеграфного Департамента (Ново-Исаакиевская д.18), и 4 сентября 1886 года состоялось открытие Училища.
В сентябрьском номере за 1886 год журнал «Электричество» сообщал: «...Наконец, в четверг 4 сентября в 1 час дня это бесспорно полезное, ставящее нас
в полную независимость от заграницы, училище телеграфных инженеров открыто...
Несмотря на желание придать торжеству освящения и открытия скромный, чисто семейный
характер, оно вышло торжественным, насколько требовал случай открытия первого в
России Высшего технического училища почтово-телеграфного ведомства». Бесспорно, заслуга
открытия этого, с самого начала рассматривавшегося как высшее, учебного
заведения принадлежит его основателю и первому директору Николаю Григорьевичу Писаревскому.
Преподавательский состав
Училища формировался в основном выпускниками Петербургского университета.
Первыми из них стали профессор университета О.Д. Хвольсон, автор классического
курса физики, изданного в России, Франции и Германии, и преподаватель химии,
будущий профессор ЭТИ А.А. Кракау.
Результаты первых 5
лет работы Технического училища показали необходимость увеличения сроков
обучения и расширения учебных программ, и 11
(23) июня 1891 г. императором Александром III был подписан
указ о преобразовании Технического училища в Электротехнический институт с
правом защиты дипломной работы после первого года практической работы.
В 1889
г. из числа первых выпускников были оставлены для
преподавательской деятельности будущие профессора П.С. Осадчий и П.Д.
Войнаровский.
В 1893 г. в институт для
чтения курса электротехники был приглашен выпускник Университета М.А. Шателен,
первым в России получившим звание профессора электротехники, будущий академик.
С 1894 г.
курс теоретической электротехники читал профессор Университета И.И. Боргман,
явившись практически основателем отечественной школы теоретических основ
электротехники.
После кончины Н.Г. Писаревского в 1895 г. институт возглавил
Н.Н. Качалов. Под его руководством был разработан новый проект преобразования
института, в котором деятельное участие приняли многие крупные ученые,
профессора Университета, в том числе Управляющий Главной палаты мер и весов
Д.И. Менделеев. В новом положении задачей Института определялась подготовка
специалистов по всем направлениям электротехники.
4 (16) июня 1899 г. ЭТИ получил
статус высшего учебного заведения с введением пятикурсного обучения, а с 12 (24) августа
1899 г. получил
наименование «Электротехнический Институт Императора Александра III» . С
1900 г. выпускникам
присваивалось звание инженеров-электриков.
И в начале XX века три
основных направления применения электричества – электросвязь, промышленная
электротехника и электрохимия - были представлены в ЭТИ.
Политику
России в области развития электрической
связи и использования телеграфных сетей разрабатывало Главное управление
почт и
телеграфов. Другого государственного учреждения, занимавшегося вопросами
электротехники, у правительства России не было. После 1900 года
руководителями и членами Электротехнического комитета
при ГУПиТ были, в основном, выпускники и преподаватели ЭТИ. С 1906 г.
председателем Электротехнического комитета ГУПиТ стал проф. Петр
Семенович
Осадчий. В состав Электротехнического комитета в 1912 г. в качестве
постоянных членов входили выпускники ЭТИ профессора
П.Д. Войнаровский, Б.Г. Евангулов, В.А. Триумфов, В.М. Нагорский и
секретарь Н.А. Яблоновский.
Начало XX века
ознаменовалось началом строительства комплекса зданий для Электротехнического
института. В 1903 г.
строительные работы были в основном завершены и состоялся перевод Института
в новое здание на Аптекарском острове. Помимо аудиторных помещений Институт
получил лаборатории, библиотеку и актовый зал.
В это же время, в начале 1901 учебного года, профессором
кафедры физики был назначен А.С. Попов, деловые связи которого с
Электротехническим институтом начались еще в 1897 г. С введением выборности
на должность директора А.С. Попов в 1905 г. был избран директором ЭТИ.
За период 1901-1908 гг. в ЭТИ сложилась система
образования «в области радио». Очевидно, что это были первые в России элементы
системы радиотехнического образования.
Внезапная смерть А.С. Попова в январе 1906 г. не прервала
сложившуюся структуру радиотехнической подготовки. Последователи А.С. Попова
проф. А.А. Петровский, Н.А. Скрицкий совершенствуют структуру радиотехнического
образования – в учебных планах тех лет появляются дисциплины «беспроволочный
телеграф», «электрические колебания и волны», издаются учебные пособия, и в
1916 году в ЭТИ начинается подготовка
студентов по специальности «радиотелеграфные станции».
В 1915 году в ЭТИ начал работу выпускник института
И.Г. Фрейман, который с 1917 года до своей смерти в 1929 году становится
руководителем радиотехнической специальности. Проф. И.Г. Фрейман стал одним из
основателей отечественной радиотехники как инженерной науки. Среди его учеников
выпускник Военно-морской академии
академик АН СССР А.И. Берг, выпускники института академики АН СССР А.А.
Харкевич, А.Н. Щукин, чл.-корр. АН СССР В.И. Сифоров, С.Я. Соколов и
впоследствии известные ученые профессора Б.П. Асеев, М.П. Долуханов, М.И.
Конторович, А.Ф. Шорин, Е.Я. Щеголев, С.И. Панфилов, В.Н. Лепешинская и многие
другие. Их работы во многом определили развитие радиотехники в нашей стране.
Развитие энергетического
направления в ЭТИ связано с именами профессоров П.Д. Войнаровского, В.В.
Дмитриева, Г.О. Графтио, Я.М. Гаккеля и др. В 1904 г. в новом здании ЭТИ проф. П.Д. Войнаровским была
оборудована первая в России высоковольтная лаборатория (200 кВ).
В 1907 г. преподавателем института стал Г.О. Графтио. С этого
времени наиболее интенсивно стало развиваться энергетическое направление работ
ЭТИ. Особенно ярко это проявилось в годы строительства первых тепло- и
гидроэлектростанций. Уже в 1910 г. разработан проект Волховской ГЭС (разработчик и руководитель
работ Генрих Осипович Графтио). В разработке плана электрификации России
(ГОЭЛРО) принимали участие многие профессора и преподаватели ЭТИ. Учеными и
выпускниками ЭТИ в начале XX века был выполнен ряд
пионерских работ, заложивших основы проектирования гидроэлектростанций, обеспечивших
возможность выполнения задач плана ГОЭЛРО.
Под руководством проф. И.В. Егиазарова (Академик Армянской АН ССР) ЭТИ явился пионером и в области электрохимии.
Первым преподавателем химии в Техническом училище был ученик А.М. Бутлерова и
Н.Н. Бекетова А.А. Кракау. Он первым ввел в практику обучения лабораторные
занятия по химии. «Эксперимент Кракау» (как их тогда называли) перенял
Технологический институт, и вскоре эта система утвердилась в высшей школе.
Электрохимия стала обязательной в подготовке
инженеров-электриков, а ЭТИ дал начало русской школе электрохимии. Профессора
ЭТИ, будущие академики Н.С. Курнаков,
И.В. Гребенщиков, чл.- корр. АН
П.Ф. Антипин, профессора А.А. Кракау, Н.А. Пушин, М.С. Максименко и ряд
других добились выдающихся результатов. Достаточно сказать, что А.С. Пушин совместно
с Э.Э. Дишлером и М.С. Максименко получили первый "русский алюминий” в стенах
ЭТИ и разработали первый промышленный метод его получения на базе отечественных
месторождений. Создание основ отечественной
электрометаллургии было заложено трудами ученых ЭТИ – ЛЭТИ.
Выпускником ЭТИ проф. А.А. Смуровым была создана
научная школа в области техники высоких напряжений и передачи электрической
энергии. Лаборатория техники высоких напряжений,
созданная А.А. Смуровым в 1920 году в ЛЭТИ, была крупнейшей в Европе. Начиная
с 1932 г., лаборатория взяла на себя инициативу по
разработке проектов защиты от перенапряжения электрических сетей Донэнерго,
Центрэнерго, Уралэнерго.
Научные труды и
практические разработки учеников А.А. Смурова, профессоров Г.Т. Третьяка, Л.Е. Машкилейсона,
К.С. Архангельского, В.И. Иванова и их коллег и учеников обеспечили создание
крупных энергосистем с быстродействующей защитой генераторов, трансформаторов и
линий электропередач. В стенах лаборатории А.А. Смурова зародилась и
отечественная школа диэлектриков и полупроводников, основателем которой стал
Н.П. Богородицкий.
Организация первой в мире кафедры электропривода (1922 г.), основание отечественной школы электропривода
как нового научного направления в электротехнике связаны с именем ученика
проф. В.В. Дмитриева проф. С.А. Ринкевича. На базе этой кафедры в последующие
годы были созданы кафедры с учетом решения задач электрификации в различных
отраслях промышленности. В 1927-1929 гг. в ЛЭТИ
была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория электропривода. Ученики профессора С.А. Ринкевича профессора
А.В. Фатеев, Г.В. Одинцов, А.В. Берендеев, Б.И. Норневский, А.В. Башарин
создали свои научные школы.
В
1930 году в ЛЭТИ по инициативе чл.-корр. АН СССР профессоров В.И.
Коваленкова и
профессора Н.А. Скрицкого создается специальность «телемеханика» и
несколько
позже кафедра «автоматики и телемеханики». (Зав. кафедрой профессор В.А.
Тимофеев). Развитие систем управления привело к созданию первой в стране
кафедры «синхронно-следящих систем» под руководством профессора Д.В.
Васильева.
Появившиеся несколько позже кафедры «корабельных систем управления»,
«электрификации и автоматизации промышленности», «автоматики и процессов
управления» создали своей совокупностью мощный научно-образовательный
комплекс подготовки специалистов по широкому спектру специальностей.
Безусловным руководителем этого направления в течение многих лет был
чел.-корр.
АН СССР А.А. Вавилов.
С начала 30 годов в ЛЭТИ началась подготовка, говоря современным языком, по
вычислительной технике. Первоначально специалисты обучались счетно-решающей
технике, основанной на электромеханических принципах. Пройдя свой путь развития
через аналоговые, цифроаналоговые вычислительные машины, кафедра «вычислительной
техники» ЛЭТИ стала одной из ведущих в этой области.
Впервые в стране исследования в области электроизоляционных
материалах начались в ЛЭТИ под руководством А.А. Смурова в высоковольтной лаборатории.
С 30-х годов в ЛЭТИ работы были продолжены Н.П. Богородицким в направлении
разработки керамических материалов для радиотехнической аппаратуры. Создание
кафедры «диэлектриков и полупроводников» в 1946 году под руководством Н.П.
Богородицкого послужило мощным стимулом к развитию научных работ и
постановке учебного процесса в области радиоматериаловедения, а затем и
микроэлектроники. Сейчас по инициативе вуза организовано направление подготовки
специалистов в области наноэлектроники и
нанотехнологии.
Первая электровакуумная лаборатория
была создана в 1921 г. по инициативе проф. М.М. Глаголева. В 1930 году по
инициативе профессоров М.М. Глаголева и А.А. Шапошникова была организована
специальность «электровакуумная техника». На этом направлении появились новые
кафедры, осуществлявшие подготовку по широкому кругу специальностей электронного
приборостроения. Без преувеличения можно сказать, что ЛЭТИ обеспечил
потребность в высококвалифицированных специалистах все ведущие предприятия
нашего города.
Еще одним примером
появления в ЛЭТИ первых в стране специальностей стали «ультразвуковая техника»
и «высокочастотная электротермия».
Развитие электротермии в ЛЭТИ связано с деятельностью
чл-корр. АН СССР В.П. Вологдина, работавшего в институте с 1924 года. В 1935
году В.П. Вологдин создал при ЛЭТИ лабораторию электротехники высоких частот,
которая в 1947 году была преобразована в научно-исследовательский институт
токов высокой частоты. Тогда же была учреждена новая специальность и новая
кафедра "Высокочастотной техники” под руководством В.П. Вологдина. За
прошедшие годы профиль подготавливаемых специалистов по кафедре изменялся с
развитием техники, но и сейчас кафедра "Электротехнологической и
преобразовательной техники”, преемница кафедры В.П. Вологдина, является ведущей
по этим специальностям.
Одним из старейших направлений в области
электромашиностроения в электротехническом институте была подготовка специалистов
по электрическим машинам и аппаратам. Кафедра "Электрических машин” была
организована в 1899 году. Первым ее руководителем был профессор А.А. Воронов,
его сменил в 1913 году профессор Ф.И. Холуянов. Кафедра дала стране многих
ведущих ученых и специалистов в области электромашиностроения.
Автором первых отечественных
учебников по электрическим машинам стал проф. Ф.И. Холуянов, заведовавший
кафедрой с 1913 по 1936 гг. Только краткий перечень имен выпускников и
преподавателей кафедры дает представление о ее значении для отечественной промышленности и науки. Это академик
А.П. Костенко, чл.- корр. АН СССР А.Е. Алексеев, профессора В.Т. Касьянов, Р.А.
Лютер, В.К. Горейличенко и ряд других.
В институте в разные годы работали выдающиеся математики России профессор
К.А. Поссе, академик В.И. Смирнов, чл-корр. АН СССР А.Н. Кошляков, член-корр. АН СССР Г.В.
Колосов, профессор Г.М. Фихтенгольц.
К середине 30-х годов в ЛЭТИ уже полностью
сформировалось радиотехническое направление, за которым стояли выдающиеся
организаторы науки, промышленности и высшего образования, началась подготовка в
области автоматики, вычислительной техники и электроники.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная
война. Многие преподаватели, сотрудники и студенты института ушли на фронт.
Многие сложили свои головы в боях за Отечество. Подразделения ЛЭТИ оказались
раздробленными: основной коллектив после тяжелых испытаний оказался в Ташкенте,
лаборатория высокочастотной электротермии профессора В.П. Вологдина – в Челябинске,
лаборатория электроакустики и звуковой техники профессора С.Я. Соколова – в
Горьком (Нижний Новгород). В осажденном Ленинграде оставалась группа ученых под
руководством профессора С.А. Ринкевича. В апреле 1942 г. усилиями профессора С.А. Ринкевича в
осажденном Ленинграде при ЛЭТИ было создано Бюро научно-исследовательских работ
Наркомата судостроительной промышленности, выполнявшее работы по
переоборудованию и ремонту электрических устройств судового оборудования.
Профессор А.А. Алексеев на Ладоге организовал работы по сварке
металлических конструкций причалов и судов, работавших на Дороге жизни.
В октябре 1943 г. в условиях блокады в
ЛЭТИ начались занятия без отрыва от производства.
В
1956 г. кафедра приборов
управления стрельбой (ПУС) была преобразована в кафедру счетно-решающей
техники, а в 1960 г.
получила название кафедры вычислительной техники. В развитие кафедры
большой
вклад внесли ее заведующие: профессора Я.В. Новосельцев и В.Б. Смолов.
Благодаря усилиям профессоров А.Н. Лебедева, В.Б. Смолова, Е.П.
Балашова, Е.П. Угрюмова и Д.В. Пузанкова, создавших известные научные
школы, кафедра стала
самой крупной, одной из ведущих в стране, длительное время
осуществляющей
подготовку инженеров-системотехников по разработке ЭВМ и
инженеров-математиков
по их применению и математическому обеспечению.
По инициативе академика А.И. Берга
в ЛЭТИ в 1962 г.
была создана первая в СССР кафедра электронно-медицинской аппаратуры,
положившая начало биотехническому образованию в стране. Развитие кафедры связано
с именем лауреата Ленинской и Государственной премий профессора В. М. Ахутина.
Во второй
половине 70-х гг. в институте создаются базовые кафедры при ведущих научных и
производственных предприятиях, в том числе и при Физико-техническом институте
им. А.Ф. Иоффе. Базовые кафедры позволяли улучшить конструкторско-технологическую
подготовку студентов, лучше знакомить их с производством.
Исследования
широкого плана дали развитие ряду новых направлений, в том числе
загоризонтной
радиолокации
(профессор В.М. Кутузов), электромагнитной совместимости (ЭМС)
(профессор И.П. Харченко), рассеянию электромагнитных волн сложными
целями (профессор В.В.
Леонтьев). Начались исследования по обнаружению с помощью сейсмических
волн (профессор
А.Д. Викторов). Достижения в области научных исследований позволяли
формировать
новые направления и новые дисциплины в обучении.
В 50-60-е гг. в США и Западной Европе вновь
усиливается интерес к проблеме электромагнитной совместимости (ЭМС).
СССР
отставал в работах по этой проблеме, что было связано с необходимостью
восстанавливать
разрушенное войной хозяйство. Была еще одна причина: в учебных планах
подготовки инженеров в вузах проблема ЭМС не отражалась.
Исключением являлся корабельный факультет ЛЭТИ. В 1986 г. Минвуз СССР
определил
ЛЭТИ головной организацией по проблеме ЭМС. Была создана
научно-методическая комиссия
по проблеме ЭМС (председатель профессор В.И. Винокуров). И с 1993 г.
(раз в два года) на базе вуза проводятся международные симпозиумы по
ЭМС, которые привлекают внимание специалистов из
разных стран мира. В 1992 году
институт получил статус технического университета. Развитие университета
всегда
связано с появлением научно-образовательных направлений, отвечающих
требованиям общественного развития. 90-ые годы прошлого века
ознаменовались
новыми тенденциями высшего образования. Одной из них стал поворот в
усилении
гуманитарного образования. Первый гуманитарный факультет среди
технических
вузов страны возник в "Техническом университете "ЛЭТИ””. Сейчас это один
из
крупнейших гуманитарных факультетов в негуманитарных вузах города.
В 1995 г. Ученый совет ЭТУ
утвердил "Положение о присуждении звания "Почетный доктор
СПбГЭТУ"". Выдающийся ученый,
лауреат Золотой медали им. А.С. Попова академик РАН В.А. Котельников стал первым Почетным
доктором университета.
С 1999 года начал свое успешное развитие факультет
экономики и менеджмента.
Введена новая структура многоуровневой подготовки
специалистов: инженеров, бакалавров и магистров.
Выпускники
ЛЭТИ являются специалистами с высокой инженерной и физико-математической
культурой. Подтверждением этому является присуждение в 2000 г.
Нобелевской премии
по физике выпускнику ЛЭТИ, академику Ж.И. Алферову за работы, в рамках
которых была решена проблема создания гетеролазерных структур.
В 2006 г.
Ученый совет ЭТУ утвердил "Положение о присуждении звания «Почетный инженер-электрик
СПбГЭТУ»".
История – это люди, и бесспорные достижения нашего
университета - это результат деятельности многих его выпускников, профессоров и
сотрудников.